Ролевая система
Ролевая система в Готике 1 довольно простая. Основные параметры - жизнь, мана, сила и ловкость. Когда жизнь кончается, персонаж теряет сознание или умирает. Мана используется для заклинаний. Сила влияет на повреждения от ручного оружия. Ловкость влияет на повреждения и шанс попадания из дистанционного оружия. Также важное значение имеют умения и навыки, некоторые из них облегчают продвижение по сюжету (например, карманная кража), а некоторые просто необходимы для выживания (владение оружием). Подробнее о ролевой системе - в статье Ролевая система в Готике.
Боевая система
Боевая система в Готике также достаточно проста - можно использовать руки (кулаки), ручное оружие (мечи, топоры и прочее) и дистанционное оружие (луки и арбалеты). Причем в боевой режим нужно перейти нарочно, при этом не враждебные персонажи будут предупреждать героя о том, что им не нравится его настрой на битву. А враждебные персонажи и монстры просто будут сразу нападать на главного героя. Как только жизнь персонажа становится равной нулю, он падает на землю без сознания или умирает. Подробнее о боевой системе можно прочитать в статье Боевая система в Готике.
Магия
В Готике есть развитая магия, разных видов - условно их можно поделить на атакующую, защитную, магию вызова различных существ и магию общего вида (лечение, свет). Также магия делится на «школы» - магию Огня и магию Воды. Использование маги происходит с помощью рун и свитков, причем свиток после использования исчезает. Для использования магии необходима мана, чем сильнее заклинание, тем больше маны используется для него. Уровни магии представлены Кругами магии, от 1 до 6, которые можно изучить у магов. Подробнее о магии можно почитать в статье Магия в Готике.
Управление
У Готики 1 и 2 довольно непривычное для среднего игрока управление. Суть его в том, что для выполнения определенных действий (особенно в бою) нужно дополнительно зажимать кнопку основного действия (обычно левую кнопку мыши). Сперва это кажется неудобным, но в процессе игры, и особенно в бою понимаешь, что такое управление оправдано. К примеру, очень удобно ставить блоки, наносить конкретные виды ударов (боковой, прямой) и уворачиваться от противников в сторону. Подробнее - в статье Управление в Готике.